Цели и задачи сайта или на кой оно надо?!

Как
привлекать клиентов?

Секреты профессионала с
15-летним опытом

Павел Шуднев

Знает, как привлечь клиентов ;)


В маркетинге – с 1997 года. Работал в сегментах В2В и В2С. Учился в Европе и России. Автор и ведущий курса «Как привлекать клиентов через Интернет», основатель multipromotion

RSS Twitter
Блог: 10 свежих заметок
Рубрики
Лента новостей

18.04 Новая навигационная панель и боковые колонки

06.04 За 5 дней посетителей сайта больше, чем за лучшую неделю!

05.04 Уже более 200 посетителей в день

02.04 Итоги марта: +180% посетителей

02.04 Итоги 13-й недели: опять рост!

02.04 Время: 15:57. Посетителей: 101!

Цели и задачи сайта или на кой оно надо?!

04 Окт 2013 | Рубрики: Know-how, Работа с сайтом

Мой опыт говорит о том, что в 99% случаев сайты оценивают с позиции «нравится – не нравится». Насколько это правильно? Если рассматривать сайт как искусство, то да – оценивать его по субъективным критериям можно. С коммерческой же точки зрения, ответ однозначно нет.

Прежде всего, давайте ответим на простой, казалось бы, вопрос: сайт – это что? Скорее всего, вместо четкого ответа на этот вопрос у вас перед глазами появится тот или иной сайт, который вам нравится или не нравится, или просто окно браузера, в котором открыта какая-та страница… Кто-то скажет, что сайт – это совокупность веб-страниц, связанных между собой. И, между прочим, будет абсолютно прав, но! Лишь с технической точки зрения…

А как насчет точки зрения маркетинговой, можно спросить? Как должен оценивать сайт маркетолог, ген.директор, предприниматель? Ниже хочу привести свое – маркетинговое – определение сайта:

Сайт – это инструмент для решения коммерческих задач.

Если подходить к сайту с такой точки зрения, то ни о каких «нравится – не нравится» и речи быть не может! Как оценивают менеджера по продажам? По внешнему виду? Нет. По складности речи? Нет. По одежде, обуви, автомобилю, телефону??? Нет, конечно! Продавца оценивают по результатам его работы – насколько успешно он справляется со своими обязанностями – как он продает. Другими словами, оценивают по результату.

Как мы будем оценивать повара? По тому, насколько вкусно (или невкусно) он готовит. Врача – как лечит. Учителя – как учит. Воспитателя – как воспитывает. И так далее. Так почему сайты сплошь и рядом оценивают с позиций «круто», «стильно», «креативно» и прочей ерунды, которая к бизнесу не имеет никакого отношения?!

Как правильно оценивать сайт

Очень просто: если сайт решает поставленные перед ним задачи – сайт хороший, не решает – плохой. Точка. Выглядеть при этом сайт может как угодно. Технически может быть сделан на любой платформе, использовать любые технологии – это значения не имеет. Значение имеет только одно: ре-зуль-тат.

Вопрос: что считать результатом?

Мой опыт говорит о том, что в России обычно такой вопрос не задают вообще. Даже владельцы бизнеса смотрят на свои сайты, как на… наверное, как на игрушки, что ли… Нравится игрушка – буду с ней играть. Не нравится – не буду. Не более того. Я считаю, что это крайность. И крайность нездоровая.

Гонки за посещаемостью: больше не значит лучше

Другая крайность – оценивать сайт по его посещаемости. Глупо, честное слово. Посещаемость может иметь значение только в двух случаях:

  1. Владелец сайта (например, я) зарабатывает на размещении рекламы на сайте
  2. Сайт не коммерческий, а политический, и отдача от него оценивается не в денежном выражении, а как влияние на общество (вспоминаем вырежение про четвертую власть)

У меня вопрос: если у вас малый бизнес, например, вы продаете безделушки собственного приготовления или оказываете какие-то услуги (волосы стрижете, например), какая в принципе разница, сколько человек посещает ваш сайт? Нормальной (замечу – просто нормальной!) будет оценка по результату – сколько безделушек с сайта продано, сколько стрижек заказали. Цирфы. Клиенты. Деньги. При чем тут посещаемость?!

Какие задачи могут стоять перед сайтом?

Из опыта общения с существующими и потенциальными клиентами, могу сказать, что часто я слышу вариации на тему «чтобы сайт продавал». Красиво звучит, и вроде бы правильно, но… Возьмем пример. Стрижку волос. Или уборку квартиры. Изготовление мебели на заказ. Или разработку логотипа (кстати, эту услугу – разработку логотипа – вы можете заказать в моем агентстве multipromotion).

Можно ли продать стрижку через сайт? Нельзя. И уборку квартиры ваш сайт не продаст. И разработку логотипа тоже не продаст (а как хотелось бы). Что это значит? Неправильно ставится задача. Такие услуги сайт продавать не может, а значит если сформулировать задачу таким образом – «чтобы сайт продавал» – он по умолчанию будет неуспешным (плохим), т.к. со своей задачей не справляется. Что делать?

Правильно формулировать задачу. В этих примерах сайт продавать не может, но может стимулировать обращения в компанию/к вам лично. Т.е. задача сайта стимулировать обращения – телефонные звонки, запросы с сайта, обращения по e-mail. Есть звонки, запросы и пр. – сайт работает, решает поставленную перед ним задачу. Нет звонков – НЕ РАБОТАЕТ, и не важно, какая при этом у него посещаемость. А как у вас будут обстоять дела с продажами зависеть будет уже от вас лично (или от ваших менеджеров, которые обрабатывают входящие обращения).

Другой вариант – у вас интернет-магазин, в котором вы продаете условные безделушки. В этом случае действительно корректно ставить цель «чтобы сайт продавал». Потому что интернет-маганиз продавать может. И продавцы вам в нем не понадобятся – интернет-магазин сам должен быть хорошим продавцом. И этот тип сайта действительно корректно оценивать по количеству продаж.

Post Scriptum

В этой заметке мы рассмотрели цели и задачи сайта в общем. В следующей заметке я расскажу более углубленно о задачах сайта и его страниц по отдельности с обязательными примерами из российского бизнеса. Поскольку тема на самом деле довольно глубокая, возможно, я напишу на эту тему несколько публикаций. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях – я постараюсь на них ответить. Если вам понравилась эта заметка, напишите об этом в комментариях: вам не сложно, а мне приятно ))

Диана (15.10.2013 в 19:07)

Павел, спасибо за статью! Хорошо что наткнулась на ваш сайт.



Павел Шуднев (22.10.2013 в 13:04)

Пожалуйста, Диана. На этой неделе планирую написать еще одну-две публикации примерно на эту же тему — только более развернуто: с получения предствления о том, как выбирают товар/услугу и формирования целей и задач, исходя из этого. Надеюсь, Вам будет интересно )



Оксана (29.10.2013 в 10:44)

Отличная статья, отличный сайт. Информации много, и вся по делу. Кратко, лаконично, легко и с удовольствием читаю, вот уже полчаса на вашем сайте. Даже появилось желание кое-что законспектировать.



Павел Шуднев (29.10.2013 в 11:10)

Спасибо, Оксана, за лестный отзыв о моем сайте! Если Вам сайт действительно понравился, можете поделиться ссылкой на него в соц.сетях ) Хорошего Вам дня!



Владислав (05.12.2013 в 19:39)

Случайно зашел на сайт. И очень этому рад. Краткие статьи на важные темы, написанные кратко и понятным простым языком.



Андрей (13.01.2014 в 20:12)

Павел, здравствуйте! Полезная статья, есть много чего взять на заметку. Но ведь от посещаемости сайта и зависит количество продаж, чем больше посетителей, тем больше клиентов. А так статья супер! И еще вопрос один созрел: а каким образом цвет фона сайта влияет на продажу какого-либо товара, например, синий, зеленый?



Павел Шуднев (14.01.2014 в 14:11)

Добрый день, Андрей! О посещаемости: посещаемость посещаемости рознь :) Вопрос в том, о какой посещаемости идет речь. Сама по себе посещаемость сайта на продажи не влияет: представьте, что Вы торгуете, например, автомобилями, а в Ваш салон ходят только школьники. Максимум, что они могут делать — автомобилями любоваться :) Другое дело, если в Ваш условный салон заходят потенциальные покупатели (как говорится, смотри не перепутай!) В этом случае — да, посещаемость действительно имеет значение. И чем больше потенциальных покупателей к Вам заходит — тем лучше. Проблема заключается в том, что из общей посещаемости сайта хорошо если в 1% случаев пытаются выделить целевых посетителей (т.е. отсечь школьников). Понимаете, о чем я? Цвет фона на продажу не влияет никак. Влияет разве что на читабельность (как правило — если фон не белый — влияет негативно). Максимум, что я читал (но не проверял сам), это то, что если сделать кнопку «Купить» синей, конверсия увеличится на 5%. Проверить это можно опытным путем :)



Андрей (13.01.2014 в 20:13)

И почему?



Артём (08.03.2014 в 13:05)

Добрый день, Павел! Собираюсь заказывать сайт, занимаюсь производством, продажей, перепродажей мебели. Как оценить результативность работы сайта (количество обращений и заявок) после его запуска в сеть. Исходя из чего можно оценить и скорректировать контент, что бы сделать его максимально результативным?



Павел Шуднев (11.03.2014 в 10:39)

Добрый день, Артем! Результативность работы сайта Вы можете оценить, сравнив показатели до и после — сколько звонков было до запуска сайта, сколько стало после и пр. Обязательно задавайте вопрос «как вы о нас узнали» и фиксируйте ответы. Что касается контента, мое мнение такое: сайт должен предоставлять максимум информации о вашем продукте/услуге, используя минимум слов. Есть такой золотой принцип: the more you tell — the more you sell (чем больше вы рассказываете (о вашем товаре), тем больше вы продаете). Как я это сделал на сайте своего агентства, можете посмотреть здесь: http://multipromotion.ru/ Будут еще вопросы — пишите. Постараюсь ответить :)



Константин (11.03.2014 в 13:25)

Здравствуйте, Павел! Как Вы считаете, стоит ли тратить деньги на контекстную рекламу и seo-продвижение(на мой взгляд, довольно-таки ощутимо «кушает» бюджет), чтобы увеличить посещение сайта компании с узкоспециализированной продукцией (например — проектирование инженерных систем)? Или достаточно ограничиться регистрацией фирмы на тематических порталах и прямой адресной почтовой рассылкой по предприятиям без дополнительных финансовых вложений?



Павел Шуднев (11.03.2014 в 13:35)

Добрый день, Константин! В контекст я бы вкладывать рекомендовал. Однако вложения должны отбиваться. Будут отбиваться — вкладывайте дальше; не будут — анализируйте, почему. Мой опыт говорит о том, что ГРАМОТНЫЕ вложения в контекстную рекламу ОТБИВАЮСТЯ. Что касается SEO, то на эту тему я становлюсь все более и более скептичным. Дело тут вот в чем. Раньше — еще несколько месяцев назад — так называемые SEO-компании продвигали запросы в топ в основном за счет ссылочного продвижения, т.е. люди тупо закупали ссылки на биржах и пр. и за счет этого двигали целевые запросы. В этом году Яндекс (который в России держит 2/3 поискового рынка) ПОЛНОСТЬЮ отказался от ссылочного ранжирования. И таким образом поставил крест на многих SEO-компаниях. Поэтому тратить деньги на услуги сторонних организаций я не рекомендую. Другое дело, сами этим — органичным поисковым продвижением (работа с текстами, внутренняя оптимизация сайта, ведение блога), НЕ закупкой ссылок (что уже бесполезно) — можете заниматься. Считаю, что со временем это окупится. И еще момент: не гонитесь вы за посещаемостью! Это в корне неправильно. Ищите целевых посетителей — которые могут стать вашими клиентами :)



Костя (02.06.2014 в 23:02)

На мой взгляд вода…никакой практической информации в статье нет.



Илья (22.01.2015 в 20:18)

Очень полезная статья, большое вам спасибо, а главное все очень доходчиво и легко написано!!!!!!!!