Маркетинговый комплекс предприятия: теория и практика

Как
привлекать клиентов?

Секреты профессионала с
15-летним опытом

Павел Шуднев

Знает, как привлечь клиентов ;)


В маркетинге – с 1997 года. Работал в сегментах В2В и В2С. Учился в Европе и России. Автор и ведущий курса «Как привлекать клиентов через Интернет», основатель multipromotion

RSS Twitter
Блог: 10 свежих заметок
Рубрики
Лента новостей

18.04 Новая навигационная панель и боковые колонки

06.04 За 5 дней посетителей сайта больше, чем за лучшую неделю!

05.04 Уже более 200 посетителей в день

02.04 Итоги марта: +180% посетителей

02.04 Итоги 13-й недели: опять рост!

02.04 Время: 15:57. Посетителей: 101!

Маркетинговый комплекс предприятия: теория и практика

25 Мар 2012 | Рубрики: Маркетинг

В академическом и практическом маркетинге представления о том, что является маркетинговым комплексом предприятия, отличаются радикально. Четырем и семи «пи» теоретиков нет места в реальном бизнесе.

В классическом маркетинге – в отличие от интернет-маркетинга – теория и практика пересекаются на удивление редко. Более того: практика часто категорически противоречит теории. Наглядный тому пример – взгляд на то, что является комплексом маркетинга предприятия.

Фото теоретической модели комплекса маркетинга

В академической литературе по маркетингу очень большое внимание уделяется комплексу маркетинга 4P (четыре «пи») – product, price, place, promotion (англ. продукт, цена, распространение и продвижение – соответственно). В последнее время получила широкое распространение и модель 7P (семь «пи»). Помимо упомянутых выше четырех слов на английскую букву «пи», она также включает people, process и physical evidence (англ. персонал, процесс и физическое свидетельство).

Это – четыре и семь «пи» маркетинга – и есть академическое понятие комплекса маркетинга предприятия.

Комплекс маркетинга на практике

Фото Питера Друкера

За пятнадцать лет в практическом маркетинге, я ни разу не столкнулся с применением академического комплекса маркетинга на практике. Ни разу! Скажу больше: насколько мне известно, не столкнулся с ним ни разу и ни один из знакомых мне маркетологов.

Возникает вопрос: если учения о моделях 4P, 7P (а также 9P и т.д.) не используются на практике, зачем им уделять столько внимания в академических кругах и в теоретической литературе? Не знаю. Зато я точно знаю, что является комплексом маркетинга предприятия в реальном бизнесе: всё, что касается клиента.

Питер Друкер (на фото) в своё время дал отличное определение маркетинга: маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента. И ограничивать его какими-то «пи» как минимум глупо. Кроме того, каждый бизнес индивидуален, и подгонять разные виды деятельности на разных рынках под одну-две модели, просто нелепо.

Александр (08.02.2013 в 13:51)

Вот это правильно!
Все индивидуально