В чём польза 4P?
28 Дек 2011 | Рубрики: Маркетинг
Гуру академического – слегка оторванного от жизни – маркетинга Филип Котлер, среди прочего, известен весьма оригинальным взглядом на комплекс маркетинга: по его мнению, все его составляющие начинаются на английскую букву «пи».
Когда я был студентом, комплекс маркетинга товарища Котлера состоял из четырёх «пи»: price, place, product, promotion. Несколько лет спустя – когда я ходил на курсы повышения квалификации – «пи» было уже 7: к первым четырём добавились people (люди), process (процесс) и physical evidence (физическое свидетельство).
Сегодня шутки ради я набрал в Google «9ps marketing» и поисковик выдал мне 740,000 результатов. Если 7p маркетинга – это расширенная версия комплекса маркетинга, то 9 «пи», очевидно, версия расширенная и улучшенная. В неё вошли: product, price, placement, promotion, people, positioning, packaging (упаковка), persistence (настойчивость), parasitism (паразитизм).
Могут ли эти «пи» привлечь новых клиентов? Нет.
Ни в одном «пи» нет клиента!
Ключевая фигура в маркетинге – это клиент. Для которого всё, собственно, и делается. На удовлетворении его потребностей компании зарабатывают деньги. Это и есть маркетинг – удовлетворение потребностей клиента с выгодой для себя. Однако в академическом взгляде на маркетинг клиента почему-то нет вовсе!
Я занимаюсь маркетингом пятнадцать лет. За эти годы мне не встречалось ни одной компании, которая бы в своей работе использовала хотя бы четыре – не говоря уже про семь или (о, ужас!) девять – «пи»! Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что в бизнесе этим «пи» не место.
Странно, что многие воспринимают эти «пи» – сколько бы их не было – всерьёз. Ведь секрет успеха в другом – в знании и понимании клиентов. Неспроста Зино Давидофф, основатель бренда Davidoff, говорил: «Я никогда не занимался маркетингом. Я просто не переставал любить своих клиентов!»
Роман (03.11.2014 в 21:51)Здравствуйте. Прочитал ваши заметки. Очень интересный материал и весьма полезный. Но у меня есть несколько иное мнение по поводу 7P, нежели у Вас. «Странно, что многие воспринимают эти «пи» – сколько бы их не было – всерьёз. Ведь секрет успеха в другом – в знании и понимании клиентов.» Я считаю что 7P это те точки приложения силы, на которые может влиять маркетолог, с целью удовлетворения потребности клиента. А сама модель 7P, необходима для упрощенного осознания комплекса маркетинга. Именно по этому следует воспринимать все «Р» всерьез. Если Вам интересна дискуссия на эту тему, буду только рад.