Словарь по маркетингу
В этом (достаточно условном) словаре по маркетингу я привожу лучшие определения самых главных маркетинговых терминов – формальных и неформальных.
4P (также – четыре «пи») – англ. product, price, place, promotion – четыре слова, которые начинаются на букву «пи» и, по мнению Филипа Котлера, составляют комплекс маркетинга – разработку продукта, ценообразование, дистрибьюцию и продвижение – соответственно. (См. также: В чём польза 4p?)
5P — см. маркетинг 5p
7P (также – семь «пи») – расширенная, по версии Филипа Котлера, версия комплекса маркетинга, которая – помимо четырех «пи» – включает ещё три английских слова на эту букву: people (люди, обслуживающий персонал), process (процесс) и physical evidence (физическое свидетельство, также можно перевести как подтверждение — см. также 7p маркетинга)
9P — см. 9p маркетинга
AIDA — см. рекламная модель AIDA
Бренд – торговая марка + ассоциации (например, торговая марка Nokia ассоциируется с качеством и потому является брендом)
Брендинг – комплекс мероприятий по созданию бренда
Джинсá – рекламная статья, опубликованная как редакционная (без пометки «Реклама» и без оплаты владельцу рекламного носителя за её размещение). За размещение джинсы автор материала (продажный журналист) получает гонорар от её заказчика и от редакции
Евробуклет – вертикально сфальцованный в двух местах лист формата А4 (см. также размеры евробуклета)
Ёмкость рынка – общий объём продаж товаров/услуг (на определённой территории в определённый период времени – как правило, один год)
Исследования рынка – сбор, анализ и интерпретирование информации об индустрии в целом, о рынке, продуктах и услугах, потребителях (бывших, существующих и потенциальных) и конкурентах. Различают количественные и качественные исследования рынка
Копирайтинг – продажа товаров/услуг через текст (см. также Профессиональный копирайтинг и Как отличить настоящего копирайтера от китайской подделки?)
Лид – информация о потенциальном клиенте, полученная с помощью формы на сайте. Может содержать контактную и другую информацию о посетителе (род занятий, должность, чем интересуется и пр.). Фактически, лиды – это потенциальные клиенты, информация о которых получена при помощи сайта
Лидогенерация – использование маркетинговых инструментов и/или рекламных приёмов с целью получения лидов
Маркетинг – это процесс выявления, предугадывания и удовлетворения потребностей клиента с выгодой для себя (определение Chartered Institute of Marketing)
Постовой – ссылка на сторонний сайт, размещенная в записи блога. Есть три вида постовых: полезные, обменные и коммерческие. Наиболее распространенные постовые – ссылки на интересные сайты по теме заметки
Реклама – продажа товаров через СМИ
Сегмент рынка – группа потребителей, отобранная по заданным критериям (географическим, демографическим и пр.). В профессиональном маркетинге рекомендуется группировать потребителей по выгодам. Например: сегмент «дёшево», сегмент «быстро», сегмент «в наличии», сегмент «личная выгода» (читайте – откат) и т.д. С разными сегментами рекомендуется работать по-разному
Сегментация рынка (оно же – сегментирование) – разделение рынка на сегменты по выбранным критериям (географическим, демографическим и пр.). Профессионалы рекомендуют сегментировать рынки по выгодам (скорость, качество, дешевизна и пр. – см. выше)
Слоган – рекламный лозунг (например: Яндекс — найдётся всё!)
Характеристики целевой аудитории
Целевая аудитория (распространённое сокращение – ЦА) – потенциальные клиенты
B2B (аббревиатура от англ. business to business, также встречается как Бизнес для бизнеса) – сегмент рынка (или рынок), в котором покупатели – юридические лица (см. также: Особенности рынка B2B в России)
B2C (аббревиатура от англ. business to customer, также встречается как Бизнес для потребителя) – сегмент рынка (или рынок), в котором покупатели – физические лица
Point of Sales (POS) – торговая точка
PR (он же – public relations, он же – связи с общественностью). Лучшее определение PR, которое я слышал – это free media coverage (бесплатные публикации в СМИ)