Оценка эффективности рекламы
Оценивать эффективность рекламы можно (и – по-хорошему – даже нужно) на трёх этапах – до запуска рекламной кампании, во время её проведения и по её окончании – и по трём критериям: выбор рекламных носителей, качество рекламного обращения и отдача от рекламы.
Реклама – это инструмент для увеличения продаж. Всё остальное – от лукавого. В том числе – утверждения о том, что нужна имиджевая реклама, эффект от которой измерить невозможно в принципе (к слову, понятие «имиджевая реклама» существует только на постсоветском пространстве: в развитых странах есть только два вида рекламы – продуктовая и корпоративная).
Если цель рекламы – увеличение продаж (привлечение новых клиентов, покупателей и т.д.), то и оценивать её нужно по результатам: насколько выросли продажи, сколько новых клиентов появилось у компании и т.д. Но разная реклама обладает разной эффективностью, разным КПД. Важен и канал, через который компания с помощью рекламы пытается привлечь новых покупателей.
Кто может заниматься оценкой эффективности рекламы?
Оценкой эффективности рекламы нужно заниматься задолго до её запуска. Это позволит увеличить (порой – многократно) отдачу от рекламы и более рационально распределить рекламный бюджет (порой сократив его в РАЗЫ). При этом доверить оценку эффективности рекламы я настоятельно рекомендую профессионалу в сфере маркетинга с большим опытом – тогда это будет иметь смысл.
Я очень НЕ рекомендую доверять это представителям сторонних профессий, которые почему-то очень любят рассуждать об эффективности рекламы, имея о ней весьма посредственное представление. Речь идёт о психологах, дизайнерах, художниках, журналистах и прочей братии, которая продажами никогда не занималась, а потому и дискутировать о них не имеет никакого права!
Как оценить эффективность рекламы?
Ответ на этот вопрос – как оценить эффективность рекламы – очень индивидуален. Однако всё же можно выделить ряд положений, общих для любого бизнеса.
- Первое. Я рекомендую начать с вопроса: а нужна ли реклама вообще?! Возможно, поставленную цель можно достичь другими средствами. Так, например, рекламировать аудиотехнику в России сегодня бесполезно: её предпочитают покупать по рекомендациям. Зато продажи можно увеличить, если договориться о сотрудничестве с архитекторами, которые будут включать её в свои проекты.
- Если на первый вопрос вы ответили «да», то возникает второй вопрос: уверены ли вы, что рекламная кампания окупится? Если нет, готовы ли вы рискнуть?
- Третий вопрос: как покупают ваш товар? Зная ответ на этот, можно приступать к работе над рекламным обращением. Если ответ на этот вопрос вам (или вашему маркетологу) не известен, то ваши шансы на успех не велики.
- Вопрос четвёртый. Как (через какие каналы) вы собираетесь «достучаться» до ваших потенциальных клиентов? И так далее.
После корректирования рекламного обращения – будь то рекламный макет, рекламная статья, радио ролик, листовка и т.д., выбора рекламных носителей и запуска рекламной кампании, важно оценить, насколько эффективно проходит рекламная кампания и – по её окончании – дать ей оценку.
Чтобы это сделать, нужно создать систему оценки эффективности рекламы на предприятии и на протяжении всей кампании фиксировать результаты. Финальную оценку можно дать после окончания кампании: сколько новых клиентов принесла реклама, в какую сумму обошлась, окупилась/не окупилась, как повлияла на среднемесячный объём продаж и т.д.